Изменения в ГОСТах на газовые баллоны: что обязательно нужно знать
Периодически стандарты на газовые баллоны пересматриваются, но последние обновления оказались значимыми, чем обычно. Поэтому многим предприятиям пришлось пересмотреть отработанные процессы: от учета до приемки баллонов. Часть требований не вызывает споров, другие – заставляют перенастраивать внутренние регламенты. Поэтому нужно разобрать, что действительно важно знать, чтобы избежать проблем во время проверок, не работать с оборудованием, которое по документам давно пора списать.
Почему ГОСТы начали так активно обновлять
Эксперты по промышленной безопасности давно говорили, что рынок газовых баллонов требует «перезагрузки». Старые нормативы писались во время, когда металлы, способы сварки и техника контроля были другими. Сейчас баллоны эксплуатируют дольше, а нагрузки стали выше. Давление растет, увеличивается количество заправок. Поэтому освидетельствование выявляет усталость металла там, где еще 10 лет назад это считалось уникальными случаями.
Кроме того, Россия постепенно подтягивает стандарты к требованиям ISO. Это происходит не во всем, но упор делается на ужесточение контроля, повышение прослеживаемости, сокращение разночтений в стандартах. Это и стало причиной глобального обновления.
Новая маркировка: теперь она почти как паспорт
Маркировку подверглась серьезным изменениям. Если раньше многие предприятия обходились минимумом сведений, то теперь без расширенной информации баллон могут не принять. Для соответствия нормативам обязательно указываются следующие данные:
- дата изготовления;
- дата очередного освидетельствования;
- рабочее и пробное давление;
- тип материала;
- код производителя;
- стандарт, по которому изготовлен баллон.
Это особенно важно для тех, кто закупает промышленные газы у разных поставщиков. Например, перед тем, как купить баллон аргона нужно проверить его соответствие нормативу.
Цветовая кодировка: теперь без «самодеятельности»
Много лет цвет баллона регламентировался не только от ГОСТа, но и зависел от предпочтений и пожеланий персонала. Поэтому часто встречалась ситуация, когда в одном цехе баллон голубой, в другом – серый с полосой, а в третьем вообще забывали обновлять окраску после ремонта. Сейчас такой подход создаст проблемы.
Согласно обновлённым требованиям, баллоны должны быть окрашены так:
- аргон – серый корпус и зеленая полоса;
- кислород – голубой;
- азот – черный;
- углекислота – серый с черной полосой;
- ацетилен – белый.
Работники на складах теперь должны обращать внимание на цвет баллонов. Несоответствие нормативам – это повод не принимать баллон. Поэтому, если нужно купить баллон аргона, то следует убедиться, что окраска выполнена по ГОСТу. При этом «почти подходящий оттенок» тоже считается нарушением.
Освидетельствование: что поменялось в методах проверки
Проверки стали сложнее. Они не ограничиваются осмотром баллона. Обязательно используются следующие методы:
- ультразвуковой контроль толщины стенки;
- оценка остаточной деформации;
- проверка вентиля;
- контроль герметичности под нагрузкой.
Результаты проверок обязательно фиксируются в электронном журнале или бумажном протоколе.
Для композитных баллонов добавили проверку намотки и состояния связующего слоя. Визуальный осмотр «по привычке» теперь точно не пройдет.
Некоторые предприятия жалуются, что сроки между освидетельствованиями стали фактически короче. Неофициально проверяющие советуют не затягивать, особенно если баллон активно используется в холодных помещениях. Эту рекомендацию лучше учитывать.
Материалы: что теперь считается допустимым
ГОСТы ушли от ряда старых марок сталей, которые показали низкую стойкость к циклическим нагрузкам. Вместо них введены марки, которые отличаются большей вязкостью и устойчивостью к охрупчиванию. Из-за этого баллоны, выпущенные в 80-х и начале 90-х годов часто не проходят проверку из-за усталости металла.
Композиты, наоборот, получили «зелёный свет», но к ним предъявляются жесткие требования в части качества намотки и однородности. Теперь даже небольшая зона с нарушенной структурой считается критическим повреждением.
Документы: без них теперь почти ничего нельзя
Наличие документов едва ли не важнее внешнего состояния баллона. К баллонам должны прилагаться:
- паспорт;
- протоколы испытаний;
- отметки о ремонтах и заменах вентиля;
- акт ввода в эксплуатацию;
- сведения о предыдущем освидетельствовании.
Проверяющие требуют документы не только на новые баллоны, но и на те, которые используются. Поэтому, если предлагают купить баллон аргона без паспорта, то лучше отказаться, даже если баллон выглядит новым.
Как изменения затронули предприятия
Обновления ГОСТов повлияли на работу небольших цехов и крупных предприятий:
- Выросли затраты на содержание парка. Освидетельствования подорожали, и ждать результата приходится дольше.
- Старые баллоны массово отбраковываются. Даже если они «держат давление», их не пропустят из-за несоответствия материалу или маркировке.
- Усложнилась закупка. Нельзя ориентироваться только на цены. Нужно проверять пакет документов, маркировку и соответствие цвета.
- Ужесточились требования к хранению. В обновленных стандартах прописаны дистанции, условия проветривания помещений и правила фиксации баллонов.
При этом ужесточение требований следует воспринимать не как прихоть, а как возможность повышения безопасности работы с баллонами и промышленными газами.
Практический чек-лист для покупки баллонов с аргоном
Чтобы не столкнуться с неприятными сюрпризами, рекомендуется соблюдать следующие правила:
- Сразу проверять маркировку. У многих поставщиков еще попадаются баллоны со старой схемой нанесения данных.
- Смотреть на резьбу вентиля. Если заметны следы коррозии, лучше отказаться от покупки, так как даже новый вентиль не исправит ситуацию.
- Осматривать корпус при дневном свете. Небольшие вмятины допустимы, но глубокие – повод вернуть баллон.
- Сравнивать оттенок окраски с образцом из ГОСТа.
- Требовать копии документов на каждый баллон, а не один паспорт на всю партию.
Также нужно сверять дату освидетельствования и срок следующего. Просрочка даже на день делает баллон непригодным.
Что ждет рынок в ближайшие годы
Уже тестируется система электронной маркировки, где у каждого баллона будет собственный QR-паспорт. Это избавит предприятия от проблемы «потери бумажных документов» и упростит контроль истории. Предполагается, что цифровые паспорта станут обязательными в течение нескольких ближайших лет. Проверяющие к этому нововведению тоже готовятся.